Тема: «Неопределенная форма глагола».
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с неопределенной формой глагола, помочь осознать практическую значимость изучаемого материала, создать условия для развития у учащихся умения формулировать проблему и предлагать пути ее решения, способствовать развитию мышления, умения осуществлять контроль и самоконтроль, воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: «Карточки свободной минутки» для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями, опора «Неопределенная форма глагола», карточки контроля знаний (карточки программированного контроля)
Ход урока:
I Проверка итогов предыдущей работы (включение в урок)
- Какую тему мы изучаем сейчас на уроках русского языка?
- Что нам уже известно о глаголе?
- Как определить время глаголов? – Как определить в каком числе стоит глагол?
II Презентация нового материала.
1.Создание проблемной ситуации и ее решение.
На доске запись.
Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок.
- Прочитайте загадку. Отгадайте.
- На какие правила встретились слова в тексте?
- Спишите, подчеркните глаголы, определите у глаголов число и время.
Учащиеся сталкиваются с невозможностью определить число и время у глаголов «собирать» и «укладывать».
Учитель сообщает учащимся, что есть форма глаголов, у которых нельзя определить ни время, ни число, ее так и называют – неопределенная форма глагола.
-Поставьте вопрос к глаголам «собирать» и «укладывать».
Вывод учащихся: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать?
- В тексте над глаголами указать н.ф..
2. Работа над правилом на странице 212.
- Сравните свой вывод с правилом в учебнике.
- Приведите свои примеры глаголов в неопределенной форме вместе с вопросами.
3. Вывешивается опора:
Неопределенная форма глаголов
что делать?
что сделать?
4. Практическая значимость изучаемого материала.
- Как вы думаете, для чего нам нужно знать о неопределенной форме глаголов?
Неопределенная форма глагола является начальной формой глаголов, при морфологическом разборе, а также помогает правильно писать безударные окончания глаголов.
III Практика под руководством учителя.
Классификация глаголов в неопределенной форме в соответствии с вопросами комментировано, затем в парах (4-6 глаголов).
Упражнение 565.
IV Физкультминутка.
V Специальное повторение основных идей урока.
(обращение к памятке)
VI Независимая самостоятельная практика.
Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме.
Упражнение566.
Те учащиеся, которые справились с заданием, используют «Карточки свободной минутки».
Учащиеся выбирают то задание, с которым они могут справиться.
Карточка свободной минутки.
1. Данные словосочетания, замените глаголами неопределенной формы.
Оказать помощь, очищать пол от сора, вести наблюдения, давать совет, покрываться цветами, принимать решение.
2. Подберите к существительным однокоренные глаголы в неопределенной форме.
Игра, мороз, свет, холод, просьба, крик, служба.
3. Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы.
Бить баклуши - …, вешать нос -…, витать в облаках -…, зарубить на носу -…, держать язык за зубами - …, ждать у моря погоды -… дрожать как осиновый лист - …, водить за нос -…, ходить на голове - ….
VII Подведение итогов учебного занятия.
- Чему научились на уроке?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Как поставить глагол в неопределенную форму?
- Почему это нужно уметь делать?
VIII Информация о домашнем задании.
Упр.568, правило стр.212
Творческое задание по выбору: подобрать пословицы, в которых есть глаголы в неопределенной форме
IX Контроль усвоения знаний (по карточкам программированного контроля)
Укажи предложения с глаголами в неопределенной форме.
Вариант 1.
1. Молодой лось пришел из леса в деревню.
2. Он позволил людям близко подходить к себе.
3. Лось брал пищу из рук.
4. Что заставило дикое животное покинуть свой мир?
5. На правой ноге у лося была рана.
6 Он сам не мог залечить ее.
7. Вот и решил зверь обратиться за помощью к человеку.
8. Прикасаться к ране лось не позволял никому.
9 Лось мычал, как бы говоря: «Помогите мне справиться с недугом!»
Вариант 2.
1. Несколько лет искали в пустыне дорогу воде.
2. Но вот дорогу выбрали.
3. Начали люди строить канал.
4. Трудно строить канал в пустыне.
5. Там так жарко что трудно дышать.
6. На песок нельзя ступить босой ногой.
7. Воду строителям привозили издалека.
8. Много машин работало на строительстве канала.
9. Бульдозеры продвигались по пескам.
X Рефлексия учащихся.
- Интересно ли вам было на уроке?
- Какие затруднения испытывали при выполнении самостоятельных заданий? Как вы думаете, почему? Над чем еще предстоит поработать?
- Когда были уверены в себе, испытали душевный подъем?
|