Тема: «Добро и зло»
Цель: способствовать раскрытию христианского понимания основных категорий христианской этики «добро» и «зло» и их источника, создать условия для активизации интеллектуальных действий (анализ, синтез, обобщение и др.), развития умения работать во времени, сотрудничать с другими учащимися, содействовать духовно-нравственному самовоспитанию, как необходимости противостояния злу. Оборудование: компьютерная презентация, проектор, рисунки учащихся
Ход учебного занятия:
I. Орг. момент. Психологический настрой. -Сегодня у нас необычный, но очень интересный урок. Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем успеха. - А отчего зависит ваше настроение? - Какие правила данные Богом помогают людям стать лучше?
II. Проверка домашнего задания. - По одному из этих правил вы готовили домашнее задание. 1.Выставка рисунков на тему «Не судите других и сами не будете судимы» Краткое комментирование рисунков 2. Чтение стихотворений (наизусть) и рассказов по данной теме. - Если мы будем жить по правилам, данным нам Богом, то каким будет мир вокруг нас? А люди?
IV. Чтение с пометами. Постановка учебной задачи. 2 слайд Прочитайте внимательно текст «Понятие о добре и зле» и отметьте на полях с помощью специальных обозначений: что в этом тексте вам уже знакомо, что для вас является новым, о чём бы вы хотели узнать более подробно.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? На какие вопросы будем искать ответы? - Почему зло вошло в мир людей - Что такое добро и что такое зло? (добро – все положительное, хорошее, полезное, зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру) - Каким человеком вы хотите быть добрым или злым? - Что делает человека добрым или злым?
V. Объяснение нового материала. 4 слайд - Почему зло вошло в мир людей? Рассказ учителя из Священной истории «Небесная война». - Как называется нарушений правил доброго поведения человека, данных Богом? - Какими плохими качествами проявилось зло в небесном мире?
VI. - Войдя в мир, зло хитростью пыталось навредить людям. Самостоятельная работа с текстом «Два брата» из Священной истории. -Войдя в мир, зло хитростью пыталось навредить людям. Перед чтением ставятся вопросы. Найти в тексте ответы на вопросы.(5 слайд) ¢ Каким был Исав? ¢ Был ли похож Иаков на брата? ¢ Кто из братьев был более достоин благословения отца? ¢ Какое плохое качество души (страсть) проявил Исав? ¢ Какой плохой поступок совершил Исав? - Почему связаны эти слова? 6 слайд Чревоугодие → жадность → скупость
VII. Представление иконы. 7 слайд Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. - Какими по вашему качествами должны обладать эти люди? На иконах вы видите изображение праотцев Исаака и сына его Иакова. К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности о Спасителе. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща)
VIII. Проблемный блок. -Евангельские темы, тема добра и зла отражены во многих произведениях христианской культуры. Послушаем чтение по ролям рассказа Л.Серафимовой «Как голубка попала в сети».
1. Чтение по ролям рассказа «Как голубка попала в клетку» Л.Серафимовой. Задание: назвать охотников, которые заманили голубку в клетку. Ответы на слайде. 8 слайд ¢ Тело человека ¢ Природа ¢ Дурной пример ¢ Страсти человеческие (призраки, гордость, фантазии)
а) Не встречается ли на пути людей кто-либо из этих охотников? б) Какой эпизод Священной истории напоминает этот рассказ? в) К какому плохому поступку привела страсть жадности одного из учеников Иисуса Христа? Почему связаны слова: 9 слайд жадность→ предательство 2. Чтение наизусть стихотворения Л.Серафимовой «Какой я?» заранее подготовленным учеником (Чуприна Арте м) 10 слайд - А как вы думаете, тема добра и зла актуальна и в жизни современного школьника? Задание перед прослушиванием.
· Кто подсказал мальчику ответ на его размышления?
· Отчего стало неспокойно и больно душе?
· Помогите мальчику, какие поступки ему следует совершить, чтобы восстановить мирное состояние души?
IX. Изучение церковнославянской азбуки. 11 слайд
- Познакомимся с новой буквой, чтобы суметь прочитать слова, понятия касающиеся темы сегодняшнего урока. Чтение слов с угадыванием в них встречающихся незнакомых букв по аналогии с русским переводом.
-Прочитайте предложение. Какой наказ даётся людям? Что значит «благое»? (то же, что хорошее)
X. Знаешь ли ты? 12-13 слайды
- О правилах христианского благочестивого (соблюдение предписаний религии или церкви) поведения говорили уже в глубокой древности.
- Что рассказывается о христианском благочестии в литературе Древней Руси?
- Что делает человека добрым или злым? Сообщение Пенского Олега
XI. Итоги урока.
- Что такое добро и что такое зло?
- Каким человеком вы хотите быть добрым или злым?
- Что делает человека добрым или злым?
XII. Рефлексия. 14 слайд
¢ Что нового, интересного вы вынесите с собой с урока в этом портфеле?
|