Тема урока: «День защитников Отечества»
Задачи урока: разработка духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие; формирование нравственных понятий жертвенная любовь, Отечество, воспитание учащихся на примере героев, защитников Отечества, привитие любви к Родине.
Оборудование: компьютерная презентация, иллюстрации, магнитофон, музыкальное пособие «Звуковая палитра», III четверть, урок 6.
Ход учебного занятия:
I Орг. момент.
II Постановка учебной задачи. (1 слайд)
- Праздник посвящен героям и святым людям. О святых мы говорили на прошлом уроке. (2 слайд)
· А кто такие защитники Отечества, праздник которых мы будем отмечать?
· Что они защищали?
· Что такое Отечество?
· Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?
· Что такое жертвенная любовь?
- Правильно, многие из святых людей жертвовали собой (отдавали свою жизнь) во имя любви к Богу, во имя защиты Родины. - Кто научил людей быть такими смелыми, стойкими защитниками?
III Рассказ учителя об Аврааме и Исааке.
- Я расскажу вам историю одного святого человека, который проявил такую любовь к Богу. Его звали Авраам. Вы помните историю о том, как после Потопа остался жить один человек с семейством. Как его звали? Правильно, Ной. Он почитал правила, данные Богом. Но время шло. И опять люди стали забывать Бога, стали поклоняться солнцу, луне, изображениям из камней и деревьев – идолам. И мало осталось людей верных Богу.
Одним из таких верных людей был Авраам. У него был маленький сын Исаак. Бог захотел проверить, любит ли Авраам Его. И тогда он приказал Аврааму принести в жертву своего сына. Не ослушался Авраам. Он верил, что Бог не может причинить зла человеку. И если Бог потребовал, надо слушаться. Бог увидел, что Авраам любит Его и готов пожертвовать сыном. Он удержал руку Авраама и сказал: «Я вижу, как ты любишь Бога». И все люди должны учиться любить Бога. Такой пример был дан людям в древности. И люди старались быть верными Богу. Мы с вами знаем, что Бог дал людям землю для возделывания. Ее надо беречь. Защищать. Русская земля всегда славилась такими защитниками.
IV Работа по иллюстрации В. М. Васнецова «Три богатыря» (3 слайд)
Звучит музыка А. П. Бородина Вторая симфония «Богатырская»
Чтение статьи «Святые защитники земли русской» с. 39-40 Рассмотрите иллюстрацию и опишите ее:
· На картине я вижу… богатырей.
· Их имена…
· Они жили…
· Они были…
V Работа над рассказом «Князь Александр Невский» (По Е. Поселянину и В Супруну) (5 слайд)
- Расскажу вам о русском князе Александре. Вы знаете, что имя человека имеет значение. Имя Александр – греческое и означает «защитник» людей.
1) Александр был мудрым русским князем, полководцем, который защищал нашу Родину и православную веру от врагов. Родился Александр Невский 30 мая 1220 года в городе Новгороде. (чтение рассказа учащимися)
· Каким был Александр? Что было его главной обязанностью?
· В какое время он жил?
· Чего хотели враги? (6слайд)
2) - Мы уже знаем, что значит слово «славословить». Кто напомнит? (7слайд, 8 слайд)
Правильно, воздавать славу Богу, почитать Его – это обязанность человека. Для этого есть специальные торжественные слова, которые называются молитвами. Такое название мы уже с вами знаем. Слова сложены в специальные песнопения. Наши предки на Руси хранили и никогда не изменяли эти песнопения. Такое правильное прославление Бога называлось православием. Но многие люди отступили от этих правил, придумывали новые, свои. 3) Шведы решили не только захватить богатые русские земли, но и заставить русских стать предателями: переменить правильную (православную) веру на искаженную. Молодой князь Александр встал на защиту Руси и веры православной.
4) Что написал в письме к русскому князю шведский король?
5) 10 слайд «Князь в храме»
-О чем просил Бога в своих молитвах Александр?
- Что сказал он своим воинам ?
Слайд 8, 9.обясните, как вы понимаете эти выражения:
«Не в силе Бог, а в правде»
«Если Бог за нас, то кто против нас?»
Слайд 10.После этой битвы стали называть князя Александром Невским.
VI Рассказ учителя, слушание.
1) И еще раз встал великий князь Александр Невский на защиту Русской земли. И перед началом битвы опять просил князь помощи у Бога. В тяжелой битве на льду замерзшего Чудского озера сразились дружины русичей с захватчиками. И победили. Мудрый правитель, великий полководец стал надежным защитником Руси и Православной Церкви.
2) С. С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»
· Чему мы должны учиться у князя Александра Невского?
· Почему Александр Невский сказал «Не в силе Бог, а в правде» «Если Бог за нас, то кто против нас?»
· Кому и когда помогает Бог?
3) Запись в тетрадь слов: Православие, Отечество, Защитник, герой. слайд
4) Выполнение задания 3 с. 44учебника, задание 7 с.45.
VI Рисование эпизода из жизни защитников Родины.
VII Итоги урока. Рефлексия учащихся.
- Какие чувства пришлось испытать вам во время урока?
- Почему мы должны помнить и любить защитников Отечества?
|