Экологическое воспитание младших школьников
Данилова Т.И. Скирденко М.Н.
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует, на наш взгляд, назвать приобретённый ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности: · усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка; · наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их; · потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему; · проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности; · проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения. В числе условий, при которых процесс экологического воспитания обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности, мы выделяем его технологическое обеспечение, то есть снабжение его системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексному и деятельностному подходам к воспитательному процессу, принципам "открытости” педагогической системы, организации взаимодействия ребенка с окружающей средой, использования её педагогического потенциала, целенаправленного воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности школьника в сочетании с обеспечением развития его интеллектуальной и деятельностной сфер. Стоит отметить, что каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического воспитания ребенка, однако ни для одного предмета, будь то математика, родной язык или музыка, эти задачи не являются главными. «… Обучение может порождать какие-то качества личности, но не воспитывать, если мы не организуем его так, чтобы оно было направлено на получение воспитательного эффекта, заданного как цель» - констатирует в своих трудах И. Я. Лернер. Это призывает выработать определенную систему в работе по экологическому воспитанию детей. И хотя в учебном плане работы нашей школы нет предмета «Экология», определенная система работы по экологическому воспитанию существует и, как показывает практика, имеет хорошие результаты. Работа по экологическому воспитанию детей нашла в отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей в городских экологических акция. Ежегодно ученики начальной классов нашей школы принимают активное участие во Всероссийской экологической акции «Марш парков». Марш парков - международная природоохранная акция, проводимая в поддержку особо охраняемых природных территорий. Это праздник, который проходит во многих регионах в одно и то же время. Мероприятия Марша очень разнообразны и зависят от выдумки и возможностей его организаторов: фестивали, конференции, "круглые столы", экологические десанты, благотворительные концерты, акции, выставки, конкурсы.… На страницах этой статьи мы хотели бы рассказать о том, как проходит эта работа в нашей школе. Экологическую операцию мы начинаем с определения целей исследования. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Проанализировав положение об экологической операции и все имеющиеся у нас материалы, мы решили, что целями нашего исследования будут: · более детальное изучение природы своего поселка; · глубокое знакомство с его историей; · оценка экологического состояния парка; · изучение видового состава растений и животных; · передача полученных знаний сверстникам. Изучение парков, старинных усадеб позволит зафиксировать действительное состояние их природных ландшафтов и ближе познакомиться с историческим и природным наследием нашей страны. Узнали из справочной литературы и в ходе экскурсии К северо-западу от центра п. Ракитное расположен пейзажный парк-памятник садово-паркового искусства середины XIX в. - образец умелого использования ландшафта местности с эффективной системой каскадных прудов. Он занимает площадь около 35 га и является одним из крупнейших парков на территории Белгородской области. Весь парк зарос молодняком, а на его склонах имеются и эрозирующие овраги, и даже фрагменты обваловки. В северной части парка расположилось лесничество. Само местоположение парка очень интересно - он находится на возвышенном месте - мысовидном холме, подножие которого охвачено с юго-запада, и юго-востока вытянутыми прудами-запрудами. Запруды искусственно с помощью трёх дамб устроены несколько юго-восточнее, на небольшой речке, впадающей в реку Ракиту. Образованная таким образом цепь каскадных прудов общей протяжённостью около 1,5 км является доминирующим композиционным компонентом и главным украшением парка. Парк был очень светлым, что позволяло любоваться прудами с разных точек. Ученики 3-го класса изучили видовой состав растений и животных Основу озеленения составляют старинные деревья, представленные в первую очередь липой, клёном, дубом, тополем, грушей, ивой (сохранилось более 100 деревьев) возрастом от 120 до 150 лет. Растут они в основном вдоль довольно большого лабиринта парковых дорожек, сеть которых в парке достаточно разветвлена и охватывает склон по берегу прудов; проходит и по вершине склона. Много на территории парка и закольцованных маршрутов, проходят дорожки по дамбе, ведя в парк от подъездной дороги, проходящей вдоль восточной границы парка. Сохранились так же несколько дубов возрастом около 300 лет. Один из них, находящийся на территории усадьбы князей Юсуповых решением облисполкома № 250 от 09.08.1991 года объявлен дубом-долгожителем и учтён по регистрации за № 6 в Ракитянском комитете по экологии и природным ресурсам. Кроме деревьев на территории парка произрастают разнообразные виды трав и кустарников. Травянистый покров в основном представлен: подорожником, колокольчиком, полынью, ромашкой лекарственной, чистотелом, медуницей, мать-и-мачехой. Весной парк украшают пролески. Среди кустарников преобладают шиповник, боярышник, калина, которые жители района используют в качестве лекарственных средств. Что касается животного мира парка, то в основном здесь можно встретить; многочисленных грызунов (мыши, белки). Насекомоядные представлены землеройками и кротами, а пресмыкающиеся – ужами и змеями. Среди обитателей водоёма встречаются выдры, некоторые виды рыб (карась, плотва). У берегов водоёмов обитают стрекозы, пауки и различные жуки. Птицы, в основном, представлены грачами, скворцами, соловьями, кукушками, ласточками, воробьями, дятлами. В основном все животные представители парка находятся здесь постоянно, и их видовой состав практически не изменился. Учащиеся 1-го класса провели фотоэкскурсию, в ходе которой понаблюдали за жизнью растений и животных парка. Во время экскурсии была проведена экологическая игра «Ботанические ошибки». Цели игры: развитие у детей к различению растений, привитие их экологических умений и навыков, сначала на уровне эмоций, а затем организовать поисковую работу. Задачи игры: сформировать устойчивый интерес к наблюдению за деревьями, расширить знания детей о названиях и внешнем виде деревьев. Укрепление здоровья детей. · Количество участников: 25 человек. · Возраст: 6-7 лет · Время: от 15 до 25 мин. · Место: парк · Материалы и оборудование: нитки Ход игры. Учитель заблаговременно проходит по маршруту и намеренно делает "ошибки", например: прикрепляет сосновые шишки к нижним веткам осины, привязывает еловые шишки к березе, ветку березы - осине. Затем этим маршрутом идут дети. Учитель предлагает им внимательно осмотреться и найти "ошибки". Выигрывает тот, кто больше заметит ошибок. Оценили экологическое состояние парка «Мы возвращались из парка в прекрасном настроении. Одно огорчало: много мусора оставляют в парке отдыхающие. И я поняла, что если люди не будут беречь природу, то изучать ее придется по научным фильмам. А ведь куда лучше любоваться живой природой, дышать свежим воздухом и ароматом трав и цветов». Из сочинения Туркиной Анастасии, ученицы 3-го класса. «Парк цветущий! Парк душистый! Ты не смей его губить!»- эти мысли пришли мне и моим друзьям после посещения парка». Из сочинения Михайленко Саши (3 класс) Организовали экологический десант по уборке территории парка, посадили деревья и кустарники. Решили призвать всех ракитянцев следовать нашему примеру и написали заметку в районную газету, нарисовали плакаты о бережном отношении к природе парка. Сделали вывод ПАРК НУЖНО БЕРЕЧЬ! - Не разорять птичьи гнёзда. - Собирать семена растений для того, чтобы кормить птиц зимой. - Делать скворечники и вывешивать их на деревьях у дома. - Не бросать камни и ветки в птиц. - Не рубить деревья. - Не рвать цветы. - Не оставлять мусор. - Не разжигать костров. Мы видим в акции уникальную возможность парку быть в центре внимания учеников, привлекать их к сотрудничеству в деле защиты природы, воспитывать гордость за свою малую родину и моральное удовлетворение от собственной причастности к сохранению ее природы. Заключение Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. "Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор» (Н.Н. Моисеев). Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. В заключении стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Литература: 1.Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. с. 19-22 2.Грехова Л. И. В союзе с природой, «Илекса», «Сервисшкола», Москва – Ставрополь, 2001г 3.Биология охраны природы. М.: Мир, 1983. 4.Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: «Владос», 2001. 5.Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс, 1988.
|