Мастер – класс по теме «Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы»
Цель: знакомство с методикой организации проектной и исследовательской деятельности учащихся младших классов; включение слушателей в активную самостоятельную работу по организации исследовательской деятельности по теме «Необычная обычная деревня»
Уважаемые коллеги! На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с методикой организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников; вам будет представления исследовательская работа учащихся 2-го класса по теме «Кто такой Петрушка?», затем будет предложено разработать по группам каждый из основных этапов работы над проектом
В 2008 году в нашей школе создана целевая творческая группа учителей «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в условиях профильного обучения».
Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.
Считаем, что эту работу следует начинать уже в начальной школе, когда формируются основы познавательной деятельности учащихся.
2 слайд Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств.
3 слайд Бывают экспресс-исследования – оперативные кратковременные и долговременные исследования.
4 слайд
Главная идея метода проекта
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
5 слайд
Этапы учебного проекта
v Ценностно-ориентационный – осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей работы, определение содержания и характера деятельности участников;
v Конструктивный – включение в проектную деятельность, сбор материала, выбор средств деятельности, выбор формы реализации проекта
v Оценочно-рефлексивный – самооценка своей деятельности, оформление проекта в выбранной уч-ся форме
v Презентативный – презентация проекта общественности и его защита.
6слайд
Как выбрать тему исследования
От правильного выбора темы во многом зависит результат работы. Тема должна быть интересной ребенку и при этом должна носить познавательный характер. Можно выделить основные три группы тем:
• фантастические –темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
• теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что написано в книгах, и др.;
• эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
7 слайд
При использовании метода проекта ученик…
ö Определяет цель деятельности
ö Открывает новые знания
ö Экспериментирует
ö Выбирает пути решения
ö Активен
ö Субъект обучения
ö Несёт ответственность за свою деятельность
Учитель…
ö Помогает определять …
ö Рекомендует источники информации
ö Раскрывает возможные формы работы
ö Содействует прогнозированию результатов
ö Создаёт условия для активности школьника
ö Партнёр ученика
ö Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
8 слайд
В ходе исследования ученик заполняет папку исследователя в которой размещает материалы, найденные в разных информационных источниках: подумать самому, спросить у другого человека, найти в книгах и т.д.
9 слайд
Группы умений на которые исследовательская и проектная деятельность оказывают наибольшее влияние:
¢ Исследовательские;
¢ Коммуникативные
¢ Оценочные;
¢ Информационные;
¢ Презентационные;
¢ Рефлексивные;
¢ Менеджерские
10 , 11, 12, 13, 14 слайды (очень кратко)
15 слайд
Итогом исследовательской работы может быть макет из самых разнообразных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте.
Требования к представленным материалам:
• отвечать не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.
• при выполнении исследования важно, чтобы ребенок опирался на памятку, рекомендованную учителем.
Основные этапы работы над проектом «Кто такой Петрушка?».
v Ценностно-ориентационный – осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей работы, определение содержания и характера деятельности участников. Присутствовал элемент неожиданности, игры. Дети увидели меня с куклами для игры в кукольном театре. Оказывается, мы практически ничего не знаем о Петрушке этой некогда очень популярной игрушке. Решаем узнать о ней как можно больше, чтобы рассказать другим ребятам, своим сверстникам, ведь нам необходимо знать историю создания родоначальницы театральных кукол.
v Конструктивный. Выяснили, из каких источников можно узнать про Петрушку: подумать самим, спросить у других людей, найти в книгах, сети Интернет и т.д. Распределили учащихся в группы: филологи (находят значение слов, связанных с представлениями Петрушки), исследователи (находят материал о истории создания Петрушки, его внешности), театралы (находят пьесы, представления с участием Петрушки), фоторепортеры и журналисты ищут рисунки с изображением Петрушки, спрашивают о нем у других людей) и т.д.
v Оценочно-рефлексивный . Учащиеся обмениваются собранной информацией, оценивают ее значимость, предлагают формы оформления проекта: создание компьютерной презентации, постановка представления с участием Петрушки, изготовление куклы, участие в конкурсе рисунков, поездка в областной кукольный театр и т. д.
v Презентативный – презентация проекта общественности и его защита. Решили представить проект учащимся начальных классов в своей школе, в детском саду, реабилитационном центре.
-Предлагаю Вам посмотреть один из фрагментов работы над проектом «Кто такой Петрушка?». А на странице «Ресурсный центр» нашего сайта Вы можете познакомиться с другими проектами учащихся начальной школы: «Новогодний калейдоскоп», «Городской парк».
Уважаемые коллеги!
Сейчас я предлагаю вам разработать по группам каждый из основных этапов работы над проектом по теме «Необычная обычная деревня»: ценностно-ориентационному, конструктивному, оценочно-рефлексивному и презентационному, по мере необходимости мною будет оказана дифференицировнная помощь. В процессе работы Вы можете использовать методические материалы, которые находятся у каждого из Вас. Результат своей работы Вы можете показать с помощью символов на листах ватмана.
Работа слушателей по группам.
Представление работы каждой группы.(1 мин на представление)
Рефлексивный этап.
- Уважаемые гости прошу Вас оставить оценку своего состояния после проведенного мастер-класса (используются символы).
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Источник: http://nachalka-4.ucoz.ru/uhebnaya_i_proektnaya_deyatelnost.rar |