Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальной школе, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
-
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
-
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
-
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
-
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
-
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новыесредства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем.
Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный (от лат. actualis – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
По мнению методистов, критериями эффективности современного урока являются:
- обучение через открытие;
- самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности;
- наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;
- развитие личности;
- способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
- демократичность , открытость;
- осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом;
- моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения; позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию ;
- ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие;
- педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Хотелось бы остановиться на некоторых из них. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня, на мой взгляд, методу проектов.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы учебной деятельности:
Ценностно-ориентационный – осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей работы, определение содержания и характера деятельности участников;
Конструктивный – включение в проектную деятельность, сбор материала, выбор средств деятельности, выбор формы реализации проекта
Оценочно-рефлексивный – самооценка своей деятельности, оформление проекта в выбранной уч-ся форме Презентативный – презентация проекта общественности и его защитаю.
Рассмотрим их на примере работы над проектом «Кто такой Петрушка?» во 2 классе.
Ценностно-ориентационный – осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей работы, определение содержания и характера деятельности участников. На этом этапе присутствовал элемент неожиданности, игры. Дети увидели меня с куклами для игры в кукольном театре. Оказывается, мы практически ничего не знаем о Петрушке, этой некогда очень популярной игрушке. Решаем узнать о ней как можно больше, чтобы рассказать другим ребятам, своим сверстникам, ведь нам необходимо знать историю создания родоначальницы театральных кукол.
Конструктивный. Выяснили, из каких источников можно узнать про Петрушку: подумать самим, спросить у других людей, найти в книгах, сети Интернет и т.д. Распределили учащихся в группы: филологи (находят значение слов, связанных с представлениями Петрушки), исследователи (находят материал об истории создания Петрушки, его внешности), театралы (находят пьесы, представления с участием Петрушки), фоторепортеры и журналисты ищут рисунки с изображением Петрушки, спрашивают о нем у других людей) и т.д.
Оценочно-рефлексивный. Учащиеся обмениваются собранной информацией, оценивают ее значимость, предлагают формы оформления проекта: создание компьютерной презентации, постановка представления с участием Петрушки, изготовление куклы, участие в конкурсе рисунков, поездка в областной кукольный театр и т.д.
Презентативный – презентация проекта общественности и его защита. Решили представить проект учащимся начальных классов в своей школе, в детском саду, реабилитационном центре. В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.
Заключение.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий,Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что "существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе.
Список литературы
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
4. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Современный урок.
|