Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Главная » 2010 » Март » 26 » Программа для подготовки дошкольников к школьному обучению
19:32
Программа для подготовки дошкольников к школьному обучению
  Раздел I
 1. Аналитико-прогностическое обоснование.
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда. Ребенок, переступивший порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости. Отсутствие целенаправленной работы по подготовке детей к обучению, с одной стороны, и неоправданно раннее обучение чтению, счету, письму (за счет насильственной замены дошкольных программ воспитания) с другой, приводит учителей начальных классов к необходимости, наряду с учебной программой, восполнять недостатки дошкольного развития. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если раньше внимание родителей и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание. Что же вкладывается в понятие готовность к школьному обучению. Прежде всего, она предполагает:
  • мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний),
  • интеллектуально- познавательную готовность (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи),
  • деятельностную готовность (развитость практических процессов и действий, ориентировка в задании, действия по ее выполнению, самоконтроль).
Необходим также определенный уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми. По данным исследований школьного психолога примерно 40 % детей приходят в первый класс с низкой готовностью к школьному обучению. Эта проблема усиливается в связи с переходом начальной школы на обучение по системе Н.Ф.Виноградовой, требующей достаточно высокий уровень готовности. Это объясняет целесообразность специализированной подготовки дошкольников к школьному обучению. С этой целью творческой группой учителей начальных классов разработана развивающая программа по подготовке дошкольников к обучению в школе. Она учитывает опыт двухлетней работы учителей по программе «Начальная школа 21 века», ведущие учебные затруднения учащихся в 1 классе.
2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению. Для осуществления преемственных связей выдвигаются следующие задачи. · Формирование положительной мотивации: проведение занятий с учетом принципа соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности – игре. · Формирование предпосылок учебной деятельности: восприятие инструкций, планирование деятельности, умение выполнять задание до конца, способность выполнять задание сосредоточенно в течение определенного времени.
· Развитие познавательных функций: речи, внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления.
· Активизация любознательности и инициативности детей: умение задавать вопросы, высказывать собственные суждения, делать простые практические выводы.
· Укрепление здоровья детей: обеспечение эмоционального благополучия каждому ребенку, организация двигательной активности детей.
3. Срок действия программы
 Программа используется с учетом образовательного запроса родителей дошкольников. Мероприятия программы проводятся в 2 этапа: 1 этап – подготовительный. В течение ноября-декабря определяется набор учащихся в 1 класс по микрорайону школы, проводится родительское собрание, привлекаются средства массовой информации для знакомства с образовательной услугой по подготовке дошкольников к обучению в школе. 2 этап – основной. С января по май проводятся занятия с дошкольниками, диагностические мероприятия, занятия с родителями. Учебные занятия проводятся по суббота. Начало занятий определяется по согласованию с родителями. Дети распределяются по учебным группам также с учетом пожеланий родителей. Длительность учебного занятия – 30 мин Между учебными занятиями проводится 15 –минутная двигательная пауза. В 1 день проводится 3 учебных занятия.
 Раздел II. Система программных мероприятий.
1. Работа с дошкольниками по подготовке к школе.
 1.1 . Чтение и развитие речи. Данный курс рассчитан на 20 занятий по 30 минут каждое. Занятие проводится 1 раз в неделю. Основная цель курса – формирование и развитие умений и навыков, необходимых для обучения в 1 классе:
  •  развитие фонематического слуха и речевой активности ребенка,
  •  развитие умений анализировать, обобщать, сравнивать, · развитие произвольного внимания и памяти, внутреннего планирования, развитие умения сосредотачиваться,
  • создание условий для возникновения положительного отношения к учебной деятельности.
К концу курса обучения дети должны: -владеть понятиями: слово, "звук", "буква", "предложение" - знать порядок букв и их названия - различать гласные и согласные звуки - правильно ставить ударения в знакомых словах - свободно и осознанно читать слоги всех видов - пересказывать по наводящим вопросам учителя.
Тематическое планирование занятий «Чтение развитие речи»
 № п/пТема занятияФормы и методы занятий
1.Устная речь. Предложение. СловоЭвристическая беседа по иллюстрации. Выборочный пересказ сюжетов из детских книг. Беседа: введения понятия устная речь, слово, предложение. Отгадывание загадок с рифмующимися отгадками.
2.Устная речь. Гласный звук [а] Буква "А"Эвристическая беседа. Работа с предметными картинками (классификация) Составление предложений по иллюстрации.
3.Предложение Согласный звук [н] Буква "Н". Различие согласных и гласных.Беседа. Звукобуквенный анализ. Классификация слов. Работа с предметными картинками. Дидактическая игра.
4.Слово. Гласные звуки. Буквы "А", "Я". "Я"- показатель мягкости.Беседа. Составление предложений. Звукобуквенный анализ. Чтение слогов. Пересказ.
5.Согласные звуки [р] [р"] Пересказ.Беседа Звукобуквенный анализ, чтение, составление слов. Дидактическая игра. Работа по сюжетной картинке.
6.Буква"Р" Звуки [р] [р"] Понятие слог.Дидактическая игра. Чтение и составление слогов. Инсценирование сказки "Репка". Работа
7.Гласные буквы и звуки "ы", [ы], "и", [и]. "И" – показатель мягкости.Беседа. Звукобуквенный анализ. Чтение слогов. Дидактическая игра. Выборочный пересказ по иллюстрациям книги "Репка"
8.Согласные звуки [м] [м"] Буква " М" Составление рассказа.Беседа. Работа с предметными картинками. Чтение слогов. Дидактическая игра. Пересказ по наводящим вопросам.
9.Буква "М". Звуки [м], [м"]. Составление рассказа.Беседа. Звукобуквенный анализ. Выборочный пересказ. Дидактическая игра.
10.Гласные звуки и буквы "О", [ о ], "Е", [ И" О] Е – показатель мягкости.Беседа. Дидактическая игра. Звукобуквенный анализ.
11.Буква "Л" Звуки [Л], [Л"]. Ударение.Беседа. Дидактическая игра. Чтение. Выборочный пересказ.
12.Буквы "Б", "П". Звуки [Б, Б"], [ П, П"]. Чтение с ударением.Беседа. Работа с предметными картинками. Чтение слогов.
13.Буквы "В", "Ф". Звуки [В, В"], [Ф, Ф"]. Хоровое чтение.Беседа. Работа с предметными картинками. Выборочный пересказ.
14.Буквы "В", "Ф". Звуки [В, В"], [Ф, Ф"]. Хоровое чтение.Чтение слогов. Беседа. Работа с предметными картинками
15.Буквы "У", "Ю". "Ю" – показатель мягкости. Выборочное чтение.Беседа. Работа с предметными картинками. Пересказ по наводящим вопросам.
16.Буквы "Г", "К". Звуки [Г, Г"], [К,К"]. Плавное чтение с ударением.Беседа. Пересказ. Работа с предметными картинками. Чтение слогов.
17.Буквы "Д", "Т". Звуки [Д, Д"], [Т, Т"]. Пересказ текста.Беседа. Пересказ по иллюстрации. Работа с предметными картинками.
18.Буквы "З", "С". Звуки [З, З"], [С,С"]. Восстановление деформированных предложений.Эвристическая беседа по иллюстрации. Выборочный пересказ.
19.Буквы "Э", "Е". "Е" – показатель мягкости.Беседа. Выборочный пересказ. Чтение. Анализ текста.
20.Буквы "Щ", "Ч", "Й". Звуки [Щ"], [Ч"], [Й"] – всегда мягкие.Звукобуквенный анализ. Чтение слогов. Эвристическая беседа.

1.2 Письмо и развитие мелкой моторики.
Данный курс рассчитан на 20 занятий по 30 минут каждое. Занятие проводится 1 раз в неделю.
 Цели и задачи курса:
  • укрепление руки и улучшение координации движений.
  • усвоение правил гигиены письма: сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки.
  • формирование способности к зрительному восприятию форм. ·
  • развитие умений ориентироваться в пространстве листа, строки.
  • создание условий для формирования наглядного, образного и отвлеченного видов мышления у детей.
  • знакомство с элементами букв и способам написания некоторых букв.
 К концу обучения дети должны научиться: - уметь правильно сидеть при письме, держать ручку и тетрадь. - уметь ориентироваться в разлиновке тетради. - уметь выполнять штриховки в различных направлениях. - уметь различать и писать элементы букв, писать строчные буквы и слоги по образцу. - уметь работать с трафаретом. Программа курса «Письмо и развитие мелкой моторики»
 Тема 1. Элементы букв - 9 уроков. Наклонная длинная и короткая палочки, короткая и длинная палочки с закруглением внизу и вверху, овалы, полуовалы.
Тема 2. Написание букв - 11 уроков Заглавные буквы А,О. Строчные буквы о, а, и, ш, л, м, р, у, с, в, к. Знакомство с понятиями : трафарет, штриховка, направление, контур, линия, фигуры.
Тематическое планирование занятий по письму и развитию мелкой моторики рук.
№ п/пТема занятияФормы и методы, используемые на занятии
1.Здравствуй, школа ( вводное занятие. Знакомство с правилами посадки при письме. Понятия: трафарет, штриховка.Слушание. Беседа. Практическая работа в альбомах. Дидактическая игра.
2.Написание короткой и длинной наклонной палочки. Знакомство с разлиновкой тетради.Беседа. Практическая работа в альбомах. Дидактическая игра.
3.Написание короткой и длинной наклонной палочки (сверху вниз)Беседа. Наблюдение. Практическая работа в тетрадях.
4.Написание короткой палочки с закруглением внизу и вверхуДидактическая и嬉ра. Наблюдение. Практическая работа в тетрадях.
5.Написание длинной палочки с закруглением внизу.Наблюдение. Практическая работа в тетрадях. Дидактическая игра.
6.Написание короткой и длинной палочки с закруглением вверху и внизу.Практическая работа в тетрадях. Дидактическая игра.
7Написание длинной палочки с закруглением внизу влевоБеседа. Практическая работа в тетрадях. Дидактическая игра.
8Написание длинной палочки с петлей внизу.Беседа. Дидактическая игра. Работа в тетрадях.
9Написание длинной палочки с петлей вверхуРабота в альбомах карандашом. дидактическая игра. Индивидуальная работа в тетрадях.
10Написание длинной палочки с петлей вверху и внизуИндивидуальная работа в тетрадях. Дидактическая игра. Упражнения для пальчиков.
11Написание элементов буквИндивидуальная работа в тетрадях. Дидактическая игра.
12Написание буквы О, о. О, о.Наблюдение. Беседа. Индивидуальная работа в тетрадях.
13Написание строчной буквы а. а, аНаблюдение. Индивидуальная работа в альбомах и тетрадях. Беседа.
14Написание заглавной буквы А А АБеседа. Самостоятельная работа в альбомах. Дидактическая игра.
15Написание строчных букв " и", "ш" и шБеседа. Дидактическая игра. Самостоятельная работа.
16Написание строчных букв "л", "м". л мДидактическая игра. Работа в тетрадях. Самостоятельная работа.
17Написание строчных букв "р", " у" р уНаблюдение. Работа в тетрадях. Дидактическая игра.
18Написание строчных букв "с", "в" с вНаблюдение. Работа в тетрадях. Дидактическая игра.
19Написание строчной буквы "к" к кДидактическая игра. Наблюдение. Работа в тетрадях.
20Диагностическое занятие.Дидактическая игра. Наблюдение.
1.3. Математика
Данный курс рассчитан на 20 занятий по 30 минут каждое. Занятие проводится 1 раз в неделю. Цели и задачи курса. · Обобщение сенсорного опыта детей, пути ознакомления с величиной, формой, пространством · Развитие аналитических способностей детей, логического и пространственного мышления. · Развитие познавательных способностей и приобщение детей к элементам творческой деятельности. · Формирование положительного эмоционального отношения к деятельности. К концу обучения дети должны - уметь свободно проводить счет в пределах 20 в прямом и обратном порядке. - знать место числа в натуральном ряду. - различать геометрические фигуры по их отличительным признакам: форме, размеру (сравнивать) - знать состав чисел 2,3,4,5,6,7,8,9,0. -уметь писать цифры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. -уметь самостоятельно решать словесно сформулированные задачи. - уметь сравнивать и группы предметов, используя понятия " больше", "меньше", "столько же". Программа курса по математике.
 Тема 1. Величины -11 занятий.
 Понятия: величина, форма, пространство. Сравнение предметов. Отношения длиннее - короче, выше-ниже, шире - уже, больше-меньше. Измерение величин, понятие - условная мера, геометрические фигуры. Пространственные направления: вперед-назад, вверху - внизу, слева - справа.
Тема 2. Порядковый и количественный счет ( 5 знаков) – 5 занятий Счет от 1 до 20. Состав чисел 2,3,4,5,6,7,8,9,10. Письмо цифр 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. Понятие: четное и нечетное число. Выполнение арифметических действий "+" и "-".
Тема 3. Подготовка к решению арифметических задач. (4 занятия) Понятие "задача". Составление части задачи. Анализ и решение простых арифметических задач.
Тематическое планирование занятий по математике.
№ п/пТема занятияФормы и методы, используемые на занятиях
I. Тема "Величины"
1Понятия, одинаковые, разные, больше, меньше. Столько же. Работа с дидактическом материалом. Сюжетно-ролевая игра, фронтальная работа.
2Понятие условной меры, измерение длин. Сравнение объемов жидких и сыпучих мер.Фронтальная работа. Дидактическая игра. Практическая работа.
3Ориентация в пространстве: направо, налево, вверх, вниз, перед, между, за, рядом.Практическая работа. Дидактическая игра. Фронтальная работа.
4Ориентация в клеточном поле тетрадного листа. Ориентация во времени.Дидактическая игра. Практическая работа. Фронтальная работа.
5Геометрические фигуры. Фигуры плоскостные и объемные.Сюжетно –ролевая игра. Фронтальная работа.
6Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч. Отрезок.
7-8Татрам.
9История чисел. Число и цифра "1"
10Разное - одинаковое. Число и цифра "2"
11" Поиск девятого" Число и цифра "3"
Тема 2 порядковый и количественный счет.
12Число и цифра "4" Состав числа "4"
13Число и цифра "5" Состав числа "5"
14Число и цифра "6" Состав числа "6"
15Число и цифра "7" Состав числа "7"
16Число и цифра "8" Состав числа "8"
Тема 3 Подготовка к решению арифметических задач.
17Число и цифра "9" Состав числа "9" Понятие "задача"
18Число и цифра "0" Составные части задачи.
19Число "10" Решение простых задач.
20Диагностическое занятие.
Раздел III. Работа с родителями по подготовке к школе.
Цели: · ориентация партнерского сотрудничества родителей и педагогов; · осуществление педагогической пропаганды среди родителей по разъяснению задач обучения и воспитания на каждом возрастном этапе.
 Формы работы: 1. Проведение тематических собраний с родителями будущих первоклассников (тематика определяется на основе выявленных психолого-педагогических затруднений при подготовке дошкольников)
2. Организация индивидуальных консультаций для родителей с целью оказания помощи в формировании положительной мотивации учения у детей.
Раздел YI. Работа с дошкольными учреждениями.
1. Посещение занятий в дошкольных учреждениях с целью знакомства с детьми.
2. Проведение родительского собрания совместно с педагогами дошкольного ОУ.
3. Использования результатов диагностик по готовности детей к школе, имеющихся в дошкольном ОУ.
 Раздел Y . Работа МО учителей начальных классов по организации подготовки дошкольников.
1. Обсуждение проблемы подготовки детей к школе ( сентябрь).
2. Анализ использования целевой программы "Дошкольник" по подготовке детей к школе (май).
Просмотров: 7536 | Добавил: юпитер | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 1
1 Creedafal  
0
Ребята, кому интересно в сети появился сервис дешевой контекстной рекламы Apishops http://context.apishops.com/direkt.htm

Имя *:
Email *:
Код *: