«Что входит в солнечную
семью»
Цель: организовать
деятельность учащихся по ознакомлению с
Солнечной системой.
Задачи: узнать, что входит в
солнечную систему; чем Земля отличается от других планет Солнечной системы;
создать условия для формирования УУД
1)
личностных: мотивация учения,
нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя
из социальных и личностных ценностей);
2)
познавательных: формулирование
познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков,
синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения
сериации классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
3)
коммуникативных: инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
4)
регулятивных: целеполагание, планирование,
контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии;
Оборудование: учебная презентация, проектор, карточки для работы в группах,
рабочие тетради, листы самооценки, карточки контроля знаний
I.Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Будем тайны открывать.
Изучать, творить,
искать!
II Определение темы урока, постановка учебной задачи.
Отгадайте загадку:
Рассыпалось к ночи
золотое зерно,
Глянули утром — нет
ничего.
Звезды на небе.
- Подумайте, о чем
пойдет речь на нашем уроке.
Тема урока: «Что входит в солнечную семью».
- Как бы вы ответили на
этот вопрос?
- Какие задачи поставим
перед собой на уроке?
III. Планирование
предстоящей деятельности.
- Давайте
спланируем наш урок (на доске записан план урока в произвольном порядке,
учащиеся выбирают и составляют план урока.)
План урока.
1.
Какие бывают звезды.
2.
Солнечная «семья».
3. Земля -
единственная планета, на которой возможна жизнь.
4. Итог урока. Оценка работы на
уроке.
- Что будем делать на уроке, для того чтобы реализовать
намеченный план? (можно провести исследование)
- Какие методы исследования вы знаете? (на
доске выставляются символы)
- Как вы
думаете, какие из этих методов помогут нам изучить новый материал?
Маршрут
исследования.(слайд)
IV . Работа над новым
материалом.
1.С давних времен человека манило ночное небо.
- Давайте обсудим, почему люди смотрят на небо? /обсуждение в парах
с.6.учебника/
Людей интересовало, как
устроен мир, кто его создал, почему сверкают звезды.
В древности, когда наши
предки еще жили в пещерах, они каждую ночь смотрели на небо и удивлялись;
над их головами ,в бездонной вышине, сверкали бесчисленные точки; медленно
проходя свой круг, они исчезали к утру, чтобы вновь появиться следующей ночью.
И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна,
которая периодически меняла свою форму.
-Что это за точки
сверкали?
-Что такое звезды? /
Работа в группах./
Звезда - гигантский газовый
шар, раскаленный до огромных температур и поэтому светящийся.
Звезды бывают самые
разные: великаны и лилипуты, голубые и желтые, очень горячие и более холодные.
Откройте учебник на стр.
7.Найдите ответ на вопрос:
-Какие бывают звезды?
Прочитайте.
Проверим по рабочей
тетради на стр.3,№1.
2. -Кто назовет
ближайшую к Земле звезду? Солнце.
Солнце – это ближайшая к Земле
звезда. Солнце – глава большой солнечной семьи.
Работа в группах по
дополнительным текстам.
·
Солнце
– ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется
маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце
во много – много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это
Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше
Земли.
·
Солнце
находится в центре Солнечной системы. Вокруг него движутся планеты. У каждой
планеты своя орбита (путь движения). Планеты
никогда не сталкиваются друг с другом. В Солнечную систему входят
девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,
Нептун, Плутон. Планеты и Солнце напоминают дружную семью.
Вопросы для групп:
·
Солнце
– это планета или звезда?
·
Как
выглядит Солнце?
·
Каковы
размеры Солнца?
·
Где
расположено Солнце в Солнечной системе?
·
Какие
планеты входят в Солнечную систему?
В народе бытует много
поговорок о Солнце. Прочитайте. Объясните их смысл.
- К нам в
гости на урок пришли: врач, поэт и астроном. послушаем , что они нам расскажут
про солнце.
А
вот что расскажет о Солнце астроном? Что вы знаете об астрономах?
(По словарю Ожегова
«Астроном- специалист по астрономии)
-А
что такое астрономия?
(Наука о космических
телах, образуемых ими системах, и о Вселенной в целом)
Солнечной теплоты и света хватает всем живым существам на Земле. И
если бы вдруг наше Солнце погасло, перестало светить и греть, то стало бы
холодно. Погибли бы люди, животные, растения. Наша планета стала бы холодной и
мертвой.
-Что же вы запомнили и
можете рассказать о Солнце?
Открыли тетради на
стр.3,№2. Выполняем самостоятельно. Проверяем.
Физминутка.
3. По небу движутся Солнце и Луна, на чистом
небе видны тысячи звезд. Но невооруженным глазом можно увидеть еще пять
небесных тел, не являющихся звездами, т.к. они медленно, но постоянно изменяют
свое положение на небе. Это планеты.
Планета – это
шарообразное небесное тело, твердое или газообразное, но не раскаленное, а
холодное, которое светит отраженным от звезд светом.
- Чем же планета
отличается от звезды?
-Какие планеты вы
знаете?
Планеты носят название
римских и греческих богов: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн ( которые
видны). Еще планеты, которые видны только в телескоп. Это Уран, Нептун, Плутон.
Ну и, конечно, наша родная планета Земля.
-Посчитайте, сколько
планет назвали?
- Эти девять планет, вращающихся вокруг Солнца, и образуют нашу Солнечную
систему.
Сравните две схемы .
Какая из них верна. (стр.9-10)
Сообщение Борисенко
Кирилла « Открытия Н. Коперника»
Великий польский астроном Николай Коперник первым
дал правильный план строения Солнечной системы, по которому утверждалось, что в
центре мира находится Солнце, а Земля вместе с другими планетами движется
вокруг него.
В России учение Коперника поддерживал Михаил
Васильевич Ломоносов.
Работа в тетради
стр.3,№4
4 . Мы живем
на одной из девяти планет, движущихся вокруг Солнца.
-Как называется эта
планета? (Земля).
-Чем Земля отличается от
других планет?
Ответить на этот вопрос
вам поможет статья в учебнике на стр.12-13. Самостоятельно читаем, обсуждаем в
группах.
1. На земле есть жизнь.
2. Наша планета получает
от солнца тепло и свет.
3. Температура на земле
ни слишком высокая, ни слишком низкая.
4. На Земле есть вода и
воздух.
У Земли есть спутник –
Луна. Она всегда сопровождает нашу планету , двигаясь вокруг нее. Луна обращена
к Земле только одной стороной.
Вокруг Земли вращается
один-единственный спутник-Луна, а также множество искусственных спутников и их
обломков. Вместе с Луной Земля движется вокруг Солнца, так же как и все
остальные планеты. Спутники вращаются вокруг своих
планет, как Луна вокруг
Земли. Меркурий, Венера, Земля с единственным спутником Луной, Марс- с двумя
спутниками: Юпитер - с шестнадцатью, Сатурн - с семнадцатью, Уран - с
шестнадцатью, Нептун - с восемью, Плутон - с одним спутником.
У вас на столах стоят
глобусы. Глобус – это – модель Земли.
V. Итог урока.
Заполнение листов самооценки.
- На каких станциях мы побывали? На какой станции вам
понравилось больше всего? Почему? О чём хотелось бы узнать подробнее?
|