I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Орфографическая разминка.
1. «Диагностика» на слух: пружина, Чайковский, прощай, Франция, пушистый.
2. Скандирование словарных слов:2 слайд
ребята
дорога
Москва
учитель
язык
- Какое слово лишнее?
- На какие группы можно разделить слова?
- Какое слово нельзя перенести?
Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски) - Что мы с вами записали? (слова) - Что имеют слова? (значение) Прикрепляется листы с записью: слова, значение.
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
-Послушайте, что произошло однажды на лугу: 3 слайд - Вы кто такие? - Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница. -Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему? - А кто такие родственники? (люди которые похожи между собой внешне и являются родными) - Назовите родственников среди действующих лиц сказки.
- Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.
- А нет ли родственников среди слов нашего языка?
- Как это можно установить? Давайте проведём исследование.
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Родственных словах )
IV. Изучение нового материала.
1.Исследование. - Назовите героев-родственников сказки :
-Запишите эти слова: Гусь, гусыня, гусята. - Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ) (-Можно выделить общую часть) - Чем ещё похожи слова с похожим значением? (Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ). На доске получается схема: 4,5 слайды СЛОВА значение
похожее разное
общая часть
- Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?
– А где можно узнать точно название? (В учебнике)
Проверим свою гипотезу.
2 Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79
- Какие же значения имеют родственные слова? 4 слайд
Физкультминутка. 6 слайд
- На экране написаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
Лес – лесник
Река – плот
Сад – садовый
Дом – домашний
Дом - дым
Стена – гвоздь
Кот – котик
Поле - полюшко
Гриб – грибной
Обед - стол
- Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.
3. Упражнение 3.
- Найдите общую часть в словах. Работа в парах.
4. Самостоятельная работа.
Работа над упражнением 5 с.81 в Р.т.
- Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.
V. Закрепление изученного.
1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников» 7 слайд - Жили – были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться. Давайте поможем словам найти «свою семью». - Поселите слова « в семьи» к словам: ДОМ ГРИБ, ЛИСТ. - Будьте внимательны, чтобы « в семье» не появился « чужой». (Дети распределяются в группы (по рядам) и записывают слова на листах (Приложение 1.) ребята первого ряда к слову ДОМ; ребята второго ряда к слову ГРИБ; ребята третьего ряда к слову ЛИСТ. 2. Проверка.
3.Найдите лишнее слово. 8слайд
кот
котёнок
котята
котофей
котел
кошка
котище
VI. Итоги урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке? - Какие слова называются родственными?
VII. Рефлексия учащихся. 9 слайд
Используется рефлексивный экран
- Я понял, что… - Было интересно… - Было трудно… - Мне захотелось… - У меня получилось… - На следующем уроке мы…
|